«КУЛЬТУРА, ЗДОРОВЬЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, ИНТЕЛЛЕКТ»

 

                             Главные мировые тенденции и социальные необходимости

robotmaХХ — ХХI века стали временем самого бурного социального, экономического, научно-технического и технологического роста человечества за всю его историю. Однако развитие отдельных государств, отдельных народов, регионов, городов, поселений и людей шло и идёт неравномерно, различно. Это связано с наличием условий и природных, исторических социально-экономических ресурсов для их жизнедеятельности. Но в большей степени это связано со знаниями, культурой (созиданием, пассивностью или агрессией, разных государств, организаций, лиц), умениями применять, пользоваться природными, социальными условиями, ресурсами. И самим создавать, строить, содержать совремённые высокоэффективные организации, производства, технологии, технику, социальную и производственную инфраструктуру. Культура, практические знания, умения создавать с меньшими издержками социально востребованную продукцию, развиваться, добиваться успехов в конкурентной борьбе, безусловно, необходимы и называются конкурентоспособностью.

Конкуренция соответствующих равноправных субъектов (при отсутствии монополий и коррупции) приветствуется специалистами и принята многими государствами, как важнейшая необходимость для развития. Такая конкуренция регламентируется в развитых странах внутренним законодательством и её называют «цивилизованной конкуренцией». Но уже между странами, особенно, более и менее развитыми, такие правила в новейшей истории, как правило, не выполняются даже, считающими себя цивилизованными государствами. Нередко, развитые государства навязывают странам со слабой экономикой «зоны свободной торговли» в обмен на дешёвые кредиты в целях реализации своей продукции, или «по договорённости с элитой» данных стран создают ассоциации, союзы. В результате предприятия слабых экономик часто разваливаются, и они оказываются в двойном проигрыше: отсутствие рабочих мест и долги, с процентами. Что, по сути, является экономическим рабством.

Так произошло с предприятиями Венгрии, стран Прибалтики, УборщицаГреции. Но эти страны хотя бы являются членами Евросоюза (ЕС) и их граждане могут свободно перемешаться по ЕС в поисках работы. Схожая политика ЕС и США проводилась на севере Африки, и это стало главной экономической причиной «арабской весны», начатой в Тунисе и продолжившейся в Египте, Марокко и др. странах. По этой же причине радикальные противоречия возникли в Украине в 2013-14 г. при подписании документов «об ассоциации и зоне свободной торговли» с ЕС, не учитывающих тысячелетнюю братскую дружбу и технологические, и финансово-экономические связи Украины с Россией. Что ведёт к развалу экономики и распаду Украины.

Ещё одной тенденцией и проблемой человечества являются агрессия, террор (во всех их проявлениях) и организация или поддержка их частными лицами, организациями и даже государствами (считающими себя выше, лучше других, и возложивших на себя ту или иную исключительную миссию). Своими действиями, угрозами и другими способами запугивания или прямой агрессии и террора, они приносят разрушения жизненных основ, развал, развращение, порабощение, убийство людей. Это часто организуется, обеспечивается иделогически, информационно, экономически отдельными развитыми и др. странами и имеет международные связи. В ХХI веке такая агрессия и террор реализуются в Афганистане, Ираке, Ливии, Сирии и в Украине радикалами этих стран и политиками США, где вооружённым путём свергнута и свергается не угодная законная власть, идут войны, действуют фашисты, радикалы и разруха, смерть.

Особенности и краткая вековая история России

Russia_map1Всё вышесказанное влияет на Российскую Федерацию (РФ) и на её граждан. В то же время Россия, как и любое государство, обладает своими особенностями. В т.ч., такими, каких нет, ни в одной стране в мире. Россия – самое большое по территории государство с самым суровым северным климатом. Только это добавляет нам затрат на строительство, обустройство, содержание дорог, средств транспорта, государственных границ и т.п. Казалось бы, в качестве компенсации за это, РФ в отличие от многих стран мира обладает большим количеством своих природных ресурсов. Однако, во-первых, эти природные ресурсы не бесконечны и устойчиво уменьшаются, во-вторых, затраты на их добычу и доставку выше чем во многих странах мира и в дальнейшем будут только расти в связи с отдалённостью и суровыми климатическими условиями новых месторождений.

Немало особенностей Россия имела и имеет в социальной, экономической и в технико-технологических сферах жизнедеятельности.

Весь ХХ век Россию сотрясали войны, революции и связанные с ними проблемы. К ним относятся: русско-японская и Первая мировая войны, две революции 1917 года, военный коммунизм и гражданская война, экспроприация, коллективизация на селе и борьба с «кулаками», голод, культурная революция, массовые расстрелы 30-х г. по политическим мотивам, Вторая мировая война и другие революционные и военные события ХХ века. Особенно следует отметить Вторую мировую войну с фашистами, которая принесла России самые большие потери и большие военные и трудовые победы. После всех названных выше испытаний наш народ сумел выстоять против жесточайшей фашисткой агрессии и в большей степени своими трудом и силами победить врага. Нужно отметить стратегические концепции, разработки и планы сражений, организаторские решения и успехи полководцев, героизм всех людей нашей страны и умения трудиться даже в таких нечеловеческих условиях. Всё это необходимо помнить, изучать историю, чтобы такой волюнтаризм, насилие не повторились, чтобы давать отпор при нападениях и уметь побеждать.

Окрылённый победами второй мировой войны наш народ быстро восстановил города и большую часть производств. Но в целом по умению хозяйничать, по технико-технологическому оснащению, по качеству выпускаемой продукции, по уровню жизни людей наша страна значительно отставала, в частности, от ФРГ и Японии, которые были также сильно разрушены во время войны. Понимая это, руководство страны делало попытки изменить такое положение дел, особенно в 1960-80 годах. В те годы было развёрнуто масштабное строительство и создано множество новых энергетических, промышленных и аграрных объектов, производств. Начато освоение новых районов Урала, Сибири, Севера, Средней Азии, Закавказья, Дальнего Востока, что потребовало огромных усилий, знаний и затрат.

В это время было введено общее для всех детей среднее 10-ти и 11-тилетнее образование, создано множество училищ, техникумов, образовательных и научно-исследовательских институтов. Однако в СССР в основном обучали техническим, инженерным и некоторым «социалистическим» знаниям планирования, бухгалтерского и статистического учёта. При этом предприимчивость, инициатива, как правило, были наказуемы, а предпринимательство уголовно преследовалось. А внедрение принятых к строительству новых технологий и крупных производств, в среднем по стране, превышало нормативные сроки и затраты в 1,5-2,0 раза. Происходило это в первую очередь из-за сложившейся неэффективной государственной системы и отсутствия прагматичных жизненных знаний создания и развития социальных систем, и их организации и управления; формирования современных социально-психологических, экономических отношений; неумения хозяйничать, вести дела.

Всё это вместе взятое плюс идеологические и политические сдерживающие составляющие, неэффективная система и методы руководства страной привели СССР к глубинному застою. А в совокупности с внешними факторами и политикой: несоразмерной помощи дружественным государствам, участие в «афганской» войне, «холодная война», которую вели с Советским Союзом ряд стран под руководством США, привели к распаду СССР на отдельные государства. Большинство этих стран, в целях сохранения социальных и прочих связей, создали в 1991 г. содружество независимых государств (СНГ) и по аналогии с развитыми странами мира пошли по пути современных демократических преобразований. Из них в первую очередь Российская Федерация (РФ) – Россия.

К таким преобразованиям, в частности, относятся – признание основных прав и свобод граждан и создание на этой основе правового демократического (эффективного саморегулируемого, организованного) государства с всенародным избранием разделённых по функциям ответственных органов власти и контроля; многопартийная система; равенство всех форм собственности; создание рыночных механизмов, приватизация. Большую часть из перечисленного удалось сделать, но с очень существенными отклонениями. Россия пошла по ускоренному либеральному пути («Шоковой терапии» Ельцина-Гайдара и их советников, хотя был возможный «китайский» путь и вариант развития). В результате: гиперинфляция, неэффективная система управления страной, огромный заём кредитов, бурный рост коррупции, приватизация в интересах отдельных лиц, олигархов, массовые хищения государственных и муниципальных средств, нищета населения, ухудшение здоровья и образования людей.

Современные достижения и проблемы России

С приходом к власти президента РФ В. Путин доклад налоговойПутина и его команды положение дел и жизнедеятельность людей в стране существенно улучшилось.

Проведён целый комплекс реформ. Административная, госслужбы и бюджетных учреждений, банковская и финансово-бюджетная, здравоохранения и образования, жилищная и земельная, избирательной и судебной систем, следственных органов и уголовно-исполнительной системы, пенсионная, социальных льгот и трудовых отношений. А также реформы силовых (военных, МВД и др.) и отраслевых структур (таможни, атомной энергетики, ж.д. транспорта, ЖКХ, оборонно-промышленного комплекса, электроэнергетики). В результате реформ и других решений и мероприятий, а также разумной внешней политики и благоприятной конъюнктуры, удалось стабилизировать ситуацию в стране. И далее, активизировать бизнес, производства и часть из них (в автомобильной, металлургической, нефтегазовой, строительной, судостроительной, космической, энергетической, торговых сферах и предприятия военно-промышленного комплекса) развить, реконструировать. На этой основе удалось: значительно увеличить собираемость налогов; вернуть огромные валютные и внутренние долги страны (более $ 150 млрд. большая часть из них долги СССР); повысить зарплаты, пенсии и др. доходы, в первую очередь в образовании, медицине и выплачивать, в частности, материнский капитал.

Россия смогла на высоком уровне построить комплексы сооружений и провести летнюю Универсиаду, зимнюю Олимпиаду и ряд др. международных соревнований. Стране реконструированы, построены сотни спортивно-оздоровительных комплексов, театры, возрождён профессиональный спорт и активизировалась физкультурно-оздоровительная деятельность. Поддержана профессиональная работа театров и кино, и более востребованных научно-исследовательских и научных учреждений. Получили развитие традиционные религии и духовная деятельность. В России существенно увеличилось строительство жилых домов, детских садов, действует программа ликвидации ветхого жилья, предоставления жилья детям сиротам и т.п.

Всё это вместе взятое значительно улучшило общее благополучие людей в РФ, здоровье многих из них и в целом продолжительность жизни. А естественная убыль населения, которая наблюдалась в РФ около 20 лет, сошла к нулю, и появился рост.

Вместе с тем в России, у её жителей есть не мало жизнедеятельных проблем и задач, которые необходимо решать для своего дальнейшего развития и процветания, (особенно, при международных санкциях и кризисах.). Остановимся на них, чтобы знать и понимать: на что в первую очередь обращать внимание и с чего начинать. При этом все проблемы и задачи в целом разделим на: социальные, технические и совместные.

1. К совместным проблемам и задачам относится. 1.1. Невысокий уровень (по сравнению с ЕС, США, Канадой, Японией, Южной Кореей) качества жизни людей (особенно в малых городах и селах – это совокупный показатель социальных и технических составляющих). 1.2. Низкая производительность труда. (Так, в частности, по данным московского офиса международной компании McKinsey (имеющей 90 офисов в 51 стране мира) «в среднем по пяти основным секторам экономики (сталелитейный, электроэнергия, жилищное строительство, ритейл, банковский ритейл), производительность труда в России составляет около 26 % от уровня США 2007 г.»). Связано это с невысокой организацией и управлением производством, со старыми неэффективными технологиями, с низкой механизацией труда. (Это признаёт руководство страны и, в частности, В.Путин поставил задачу повышать производительность труда в России на 5-6 % в год, т.е. в 2 раза быстрее, чем был её рост 2012-13 г.).

2. Технические проблемы и задачи. 2.1. Износ на 50-70% основных фондов городов, поселений (дорог, водозаборных и очистных сооружений, объектов тепло и электро обеспечения, жилья, детских садов, школ, оздоровительных и пр. соц.объектов), а также многих предприятий (зданий, сооружений, технологий, инфраструктуры и пр.), которые строились 25-45 лет назад и последние годы мало обновлялись. Их необходимо не восстанавливать, а реконструировать, создавать новые и переходить на передовые эффективные технологии. 2.2. Прямая зависимость жизни России от экспорта природных ресурсов и импорта жизненно важной продукции. От этого нужно уйти. В первую очередь необходимы глубинная переработка природных ресурсов (продавать не сырьё, а готовую продукцию) и развитие инфраструктуры (ж/д и авто дороги, совремённый авиа и ж/д транспорт), и создать эффективные сельские хозяйства, производства на основе своих природных ресурсов.

3. К социальным проблемам относятся: 3.1. Коррупция государственных и муниципальных органов власти, управления. (Так, в России ежегодные потери только в области госзаказа за 2011г. официально признаны около 1-го трлн. руб., также существенная доля коррупции имеется в цене жилья, стоимость которого выросла в 3-5ть раз с начала реализации в 2006 г. госпроекта: «доступное, комфортное жильё гражданам России».) 3.2. Уход от уплаты налогов (который по разным оценкам составляет от 3 до 5 % ВВП России, из них, как считал в своё время вице-премьер РФ В.Зубков: в 2011 году 1 трлн. руб. выведен с признаками «отмывания» за рубеж и 1 трлн. руб. уведён от налогов внутри страны). 3.3. Низкое здоровье, особенно, учащихся детей и трудового населения (об этом более подробно смотрите далее). А также наркомания, алкоголизм, курение и другие негативные, асоциальные явления. Так, за 20 лет численность наркоманов в России выросла в 8-м раз среди взрослых, в 18 раз – у подростков, в 24,3 раза – у детей. С 1997-го года смертность от употребления наркотиков увеличилась в 12 раз, а среди детей – в 42 раза. 3.4. Первопричина – недостаточность системных, социальных знаний, культуры и здоровья работников всех уровней и неэффективность систем государственного и муниципального управления.

Имеется и ряд других жизненных социальных проблем и задач. Для решения многих из них приняты специальная программа развития РФ до 2020 года, майские (2012 г.) Указы Президента, утверждены конкретные федеральные и региональные социальные программы. Вместе с тем, необходимо понимать, что для того чтобы все социальные проблемы и задачи решить, в первую очередь следует уменьшить издержки, повышать производительность и качество труда, эффективность жизнедеятельности на всех уровнях. А этого невозможно сделать без системных знаний, культуры, здоровья людей и системы, которые бы всё это обеспечили.

О том, как построить высокоэффективную саморегулируемую систему подробно сказано в другой работе автора. Здесь представить кратко принципы формирования культуры, здоровья, образования, интеллекта, позволяющие существенно увеличить, улучшить конкурентоспособность России. Но прежде чем системно их изложить, представим главные проблемы, которые имеются в каждой из этих сфер.

В области культуры общества и учащихся детей. Культура людей формируется с детства и может перестраиваться в процессе жизнедеятельности. Она в полной мере зависит от внешней среды и сложившегося у каждого человека мировоззрения (в т.ч. о здоровье), манер его поведения, управления своими чувствами и эмоциями. Говоря о внешней среде, в первую очередь необходимо сказать о семье, школе и обществе, окружающем каждого ребёнка, человека. Сюда входят. Реальное отношение к природе и к людям. Грубое политическое давление и военное (или разбойное, разрушительное) вмешательство в правомочную деятельность стран, людей. Действующие системы мировоззрения, нравственности, права, информации, порядка, организованности. Социально-психологические и экономические отношения внутри страны и на международном уровне, реально влияющие на жизнь людей. Все эти разделы называются культурой жизнедеятельности и относятся к каждому человеку, в т.ч. к каждому ребёнку: насколько он их понимает и ведёт себя в реальной жизни. Представим кратко имеющиеся здесь проблемы: от простых – к сложным, как в жизни детей, людей, так и в целом общества в России.

Об низкой культуре в области здоровья (курение, пьянство, наркотики) отмечено выше. Нездоровый образ жизни, особенно в небольших городах и поселениях РФ, распространён. Наряду с отмеченным сюда входят нездоровое питание (от незнания и суррогатных продуктов питания) и некачественные мед.препараты. Нередко бывают асоциальные явления: блатная и нецензурная речь, хулиганство, националистические и другие экстремистские группы, секты и разные уголовные преступления.

Руководитель Следственного комитета РФ А. Бастрыкин, анализируя всё это (ещё в 2007г), отмечал: «Ужасающая статистика преступности несовершеннолетних в России потрясает своей жестокостью и бессмысленностью». Причины этого, как заявлял он, – «в отсутствии в стране системы общественного воспитания и контроля за несовершеннолетними, а также в исчезновении идеологии, ориентированной на выработку у молодого поколения чувства долга, ответственности, патриотизма». «То, что можно увидеть на экранах телевизоров, неограниченный поток негативной информации в Интернете, безответственные родители – всё это способствует только увеличению количества детской и подростковой преступности. Пока не будут решены эти проблемы, о восстановлении системы ранней профилактики преступности несовершеннолетних говорить не приходится».[1] (И хотя с того времени в РФ в этой сфере есть улучшения, но в целом качественного перелома не произошло).

Часто бывают: ненадлежащее выполнение своих функций, воровство частной, муниципальной и государственной собственности, жульничество, взяточничество и коррупция. А также, аморальные хулиганская, воровская и др. виды нежизненной, разрушительной идеологии и пропаганды. Обеспечивают это: с внешней стороны – сложившаяся система (которая побуждает, заставляет людей делать, поступать так), а с другой внутренней стороны – низкая культура конкретных людей, ведущих себя, действующих асоциально, аморально.

В области здоровья учащихся детей. За последние 20 лет здоровье детей, учащихся в общеобразовательных школах России, по разным данным ухудшилось в 1,5-2,0 раза. Об этом много пишут проф. специалисты[2]. «По окончании школы, полностью здоровыми оказываются вдвое меньше подростков, чем до поступления, а хроническими заболеваниями страдают 70 % выпускников. Уровень физического развития детей устойчиво снижается. Лишь половина выпускников школ способны выполнить возрастные нормативы физ.подготовки.» (Эти данные привёл главный педиатр РФ, академик РАМН А.Баранов на Европейском Конгрессе по вопросам школьной и университетской медицины в Москве в июне 2011 года, сообщает ИТАР-ТАСС. 7sky.eu от 29.06.2012.)

В области образования детей. Действующая система образования в РФ не учит и не отвечает за здоровье, культуру детей, а учебные знания недостаточно прагматичны для конкурентоспособной жизнедеятельности. Технологии и методы образования в России, как говорят специалисты, преимущественно однополушарные (направленные на восприятие одногологического полушария главного головного мозга). В школах редко применяют комплексные системные методы и мультимедийные технологии образования и предоставления учебных материалов основных предметов, которые создают и развивают двуполушарное восприятие и улучшают усвоение учебных материалов в 1,5-2 раза. В частности, это подтверждает педагогическая система «УниК» (внедряемая и разработанная заслуженным учителем РФ Жоховым В.И., имеющего 50-тилетний стаж работы). И хотя уже на протяжении 10 лет внедрения системы УниК (построенной на комплексном подходе и мультимедийных технологиях) преподавания в отдельных школах России, показывающей высокие (1,4-1,6 раза выше, чем в обычных классах) результаты не только обучения, но и улучшения здоровья, его метод не получил широкого распространения в школах. Происходит это в основном из-за косности системы образования РФ. (Подробнее о системе УниК смотрите сайт: unic-ms.ru/, а также работу А.А.Иванченко «Здоровье, Культура, Образование, Интеллект).

В области интеллекта учащихся детей. Интеллект людей в целом можно разделить на 4-ре основных его типа. 1. Кругозорный интеллект (направленный вширь разных сфер и областей жизнедеятельности). 2. Профессиональный (направленный вглубь конкретных профессий, знаний). 3. Прагматичный интеллект (направленный всегда на получение необходимого практического результата, не взирая на применяемые методы и возможные последствия). 4. Комплексный системный интеллект, основанный на природных принципах, комплексности и целостности понимания, принятия решений, умений и достижений, направленный на получение эффективного для жизнедеятельности (людей, природы в широком смысле) результата. Наконец, 5-й тип интеллектасмешанный, включающий в себя те или иные элементы 4-х названных выше основных типов интеллекта.

В настоящее время в России существенно преобладают три первых и пятый типы интеллекта. И очень мало в практической жизни людей и в науке имеет место комплексный системный подход. Именно поэтому далее будут представлены принципы и основы комплексного системного подхода.

Краткие принципиальные системные рекомендации:

как развивать культуру, здоровье, образование, интеллект

4.0. Основополагающий и общие для всех систем принципы

1. Комплексный системный подход жизни и деятельности людей и каждого человека в отдельности основывается на целом комплексе принципов, которые:

во-первых, структурируют (делят, выстраивают, связывают, направляют) и побуждают к действию по горизонтали и вертикали системного построения, функционирования;

во-вторых, объединяют разделённые, структурированные разделы в устойчивые и взаимодействующие специализированные пары противоположностей;

в-третьих, обеспечивают цикличность функционирования (развитие от простого – к сложному и обратно), как на протяжении всей жизнедеятельности (жизненный цикл), так и в течение жизненных укладов (детство, отрочество, юность и т.д., и их этапы развития и спада), а также календарных циклов: годовых (зима, весна, лето, осень), месячных, недельных, суточных (день, вечер, ночь, утро) и текущих циклов (по фазам активности и пассивности, например, циклы каждого урока или циклы сердцебиения, когда сердце здорового человека в 0,8 сек успевает расслабиться, восстановить силы, настроиться на сжатие и сжаться);

в-четвёртых, обеспечивают связь времён: тенденций прошедшего, свершившегося с настоящей действительностью и через потенциалы систем (знания, умения, мощности, потребности) в возможное, целесообразное, вероятное будущее данных систем.

2. Самым главным природным принципом жизнедеятельности систем, является и служит основополагающий принцип. Этот принцип имеет место, объединяет, делит и действует всегда по горизонтали построения и жизнедеятельности систем в следующей обособленности, последовательности и связи: общее → частное → единичное  особенное. Где, общее делает каждую систему целостной и наполняет каждую из них общими для всех систем принципами (общих принципов всего 4-ре, и они кратко представлены далее). Частное делит общее каждой системы на обособленные, подвижные части. Единичное подразделяет части данных систем на обособленные единичные подразделения. Наконец, особенное делит каждый единичный раздел на особенные подразделения и наполняет их своими конкретными особенностями. Рассмотрим системные жизненные примеры для практического понимания действия основополагающего принципа в социальной среде.

Например, каждый человек и его семья, школа, где он учится, или организация, в которой он работает, являются особенными подразделения конкретного народа, государства. Каждый человек (его семья, школа, организация), как особенные подразделения живут, находятся в своём конкретном городе или поселении, как единичном подразделении данного государства. Каждый город, поселение, в свою очередь, входят в конкретную область, край или республику, которые являются обособленными частями (субъектами) данного государства. И наконец, государство является общим структурным завершением всех входящих в него частей (субъектов), единичных разделов и особенных подразделений. Все разделы горизонтального структурирования: общее, частное, единичное и особенное, безусловно, должны быть обособленными и обладать своей самостоятельностью, правами, обязанностями и ответственностью, которые должны учитываться и обеспечиваться при развитии и жизнедеятельности любого государства, в зависимости от уровня развития данного государства. Такова основополагающая логика горизонтального структурирования и функционирования систем природного, социального мира.

3. Здесь далее в рамках общего каждой конкретной системы представим общие (универсальные для всех природных, социальных систем) принципы, их 4-ре:

3.1. Первым общим принципом, действующим по вертикали системного построения и функционирования, из глубины, является причинно-следственный принцип. Этот принцип в отличие от диалектических трактовок и понимания (причина – следствие) в реальной жизнедеятельности систем имеет следующее 4-хуровневое деление, структурирование (из глубины, по вертикали): первопричина → причина → следствие → последствие. То есть на поверхности жизни всегда имеют место последствия, у каждого последствия чуть глубже есть свои следствия, у каждого следствия имеются причины, а у каждой причины ещё глубже есть свои первопричины. Такова устойчивая, направленная из глубины систем, общая причинно-следственная обособленность и связь структурирования и функционирования систем. Рассмотрим сказанное на универсальных примерах системного построения и функционирования природных систем с использованием универсальной терминологии системного языка.

В природном и социальном мире мы часто видим разные явления, которые являются последствием функционирования, жизнедеятельности различных систем. По универсальной системной терминологии явления – это результат функционирования, жизнедеятельности систем. Явления не появляются сами по себе, они происходят в процессе функционирования конкретных систем. Все процессы имеют свои процессуальные процедуры (технологию – строгую последовательность и взаимосвязь). Но процессы также не происходят сами по себе, они являются следствием функционирования систем, и их обеспечивают фактически действующие органы данных систем, которые на универсальном языке называются факторами. Факторы служат причинами функционирования систем, и они специализированны, разделены по функциям, и всей своей системной структурной плотью обеспечивают фактическое выполнение возложенной на них функции. (В организме людей, животных – это внутренние системы и органы; в компаниях, организациях – это заводы, цеха, участки и другие производственные подразделения; в городе и области – это принадлежащие им учреждения и предприятия; в государстве – это министерства и госкорпорации). Но ещё глубже в структуре построения и функционирования природных, социальных систем имеет место и действует (говоря универсальным системным языком) сущность данных систем. Сущности осуществляют жизнедеятельность систем и служат первопричиной их функционирования. (У людей, животных – это мозговые центры и их нервная система; в организациях, муниципалитетах и в государстве – это аппарат управления; в клетках, в планетах – это их ядра). В системной причинно-следственной последовательности эта функциональная цепочка строится и действует строго так: сущности факторы процессы явления. Где сущности служит первопричиной, факторы служат причиной, процессы – следствием, а явления являются последствием функционирования любых природных, социальных систем.PLACAT-15-1

Таким же образом, посредством причинно-следственного принципа делятся, выстраиваются и сущности, и факторы природных, социальных систем на своих соответствующих функциональных уровнях. Так, системно-производящие функции сущностей и факторов развитых природных, социальных систем в целом структурируются причинно-следственным принципом на следующие одна за другой 4-ре частные функции: саморегуляция  организация → иррационализация → рационализация. Каждая из этих частных функций природных, социальных систем также подразделяются причинно-следственным принципом на 4-ре следующие один за другим, но уже свои соответствующие и вместе с тем типовые для всех единичные функциональные разделы.

В частности, логическая часть саморегуляции развитых природных, социальных систем подразделяется причинно-следственным принципом на 4-ре свои, следующие один за другим, единичные функциональные разделы: контроль  анализ  синтез  цели (в т.ч. пути и методы их достижения). Чтобы обеспечивалась саморегуляция жизнедеятельности природных, социальных систем, каждая система должна, безусловно, обеспечивать. Во-первых, контроль (проверку на достоверность) всего вокруг и внутри системы происходящего. Во-вторых, анализ (определение причинно-следственных связей и диагноза) всего происходящего. В-третьих, синтез (обобщение с выработкой концепций и своих новых реальных норм жизнедеятельности в зависимости от меняющихся условий и всего происходящего). В-четвёртых, обеспечивать принятие реальных жизнедеятельных целей (и методов и путей их достижения). Но это только четыре раздела одной частной функции – логики саморегуляции. Чтобы обеспечить саморегуляцию каждой системы в целом к 4-рём разделам логики саморегуляции (причинно-следственный принципом) выделяются и действуют 4-ре энергии саморегуляции (такие как: боль, внимание, страх, вера) и 4-ре функции информационно-рассудительной части. И только все эти функции вместе, действуя качество и своевременно, наиболее системно комплексно могут обеспечить выбор целей и добиваться их выполнения. Но для выполнения принятых жизнедеятельных целей необходимо постоянно обеспечивать ещё три вышеназванные частные системно-производящие функции: организацию → иррационализацию → рационализацию в такой строго выстроенной последовательности. Поясним: для чего всё это нужно, и именно в такой причинно-следственной связи.

Организация – это системное организационное выстраивание всех отношений (структур, прав, обязанностей и ответственности; функциональная подготовка, в том числе обеспечение здоровья людей; подбор для жизнедеятельности, и расстановка всех подразделений и кадров; распорядок работы, процедуры документооборота, принятие всех административных управленческих решений и утверждение актов исполнения), как государства в целом, так и всех его частей (субъектов: республик, краёв, областей), единичных разделов (городов, поселений) и особенных подразделений (фирм, предприятий, организаций, семей и каждого человека). Аналогично выстраивается внутрисистемная организация организмов всех биоорганических существ, их организационные структуры и все системы работы организаций, предприятий и учреждений, которые должны быть организованы, разделены по функциям, пропорционально развиты и системно слаженно взаимодействать между собой.

Иррационализация – это социально-психологические отношения в государстве и в его частях, единичных и особенных разделах и подразделениях. Сюда входят такие жизнедеятельные необходимые функции, как развитие личности с учётом особенностей каждого человека. Создание жизнедеятельного творческого и вместе с тем соревновательного микроклимата, как в целом в государстве и в каждом его субъекте, так и в каждом городе, поселении, трудовом и учебном коллективе, в семье. Формирование и развитие национальных и региональных социально-психологических обычаев и ценностей, а также общенародных, государственных культурных праздников, соревнований, ценностей. Иррационализация внутри биоорганических систем, в частности, каждого человека – это его психика, сформированная на наследственном и врождённом темпераменте и его социально-психологический жизнедеятельный настрой.

Рационализация – это формирование и развитие рациональных (экономических) отношений всех участников государства (общих, частных, единичных, особенных) посредством рациональных (экономических) категорий (цен и валютно-денежных ресурсов и средств). При этом главными критериями является эффективность жизнедеятельности, обеспечивающая номенклатуру, количество, свойства, качество и темп всех необходимых жизнедеятельных услуг и товаров всех его участников: общих, частных, единичных и особенных.

И так, причинно-следственный принцип выстраивает все 4-ре системно-производящие частные функции в следующей причинно-следственной последовательности, направленности и связи: саморегуляция  организация → иррационализация  рационализация. Таким же образом причинно-следственный принцип структурирует 4-ре системно-производительные функции социальных систем, государства. Это: системно-производительная саморегуляция (технический контроль, анализ, синтез, нормы, стандарты, проекты, программы по форме и содержанию) → средства производства  предметы труда  сам труд его координация и оптимизация производства и всех жизнедеятельных процессов. Такое принципиальное структурирование производительных сил государства, общества в ещё своё время обосновывали К.Маркс и Ф.Энгельс, и это нашло подтверждение в более 100 летней новейшей истории развития производительных сил. Но они (отцы основатели коммунистической идеи, теории) не смогли принципиально раскрыть системно-производящих функций развитого государства (общих, частных, единичных и особенных), которые кратко представлены выше и обладают функциональным приоритетом по отношению к системно-производительным функциям данного государства. Они абстрактно назвали их настройкой, не понимая и раскрыв системно их сути. Именно поэтому в первую очередь их идея, их теория оказалась не жизненной, не состоятельной. (Подробно о системно-производящих функциях и о системе построения современного эффективного и будущего развитого государства изложено в другой работе.)

Здесь же ответим на вопрос: почему в социальной среде, в государстве, во всех его общих, частных, единичных и особенных разделах и подразделениях все функции в целом выделяются, объединяются в системно-производящие и системно-производительные. Да потому, что делает это второй общий принцип системного структурирования и функционирования систем.

3.2. Вторым общим принципом системного построения и функционирования является общий (для всех природных, социальных систем) принцип единства и борьбы противоположностей. Этот принцип в дополнение к основополагающему и общему причинно-следственному принципам, объединяет разделённые ими разделы в свои устойчивые пары противоположностей. К таким парам противоположностей относятся 4-ре следующие пары: центр и периферия; системно-производящая и системно-производительная противоположность; содержание и форма; положительное и отрицательное. Все эти пары противоположностей в рамках каждой системы дополняют одна другую и имеют место и действуют всегда. Такое принципиально разделённое двуединство по ёмким парам функций позволяет: с одной стороны, упростить функциональность каждой системы всего до 4-х пар, связав эти пары между собой в устойчивом двуединстве; с другой стороны, за счёт взаимодействия выше названных пар противоположностей обеспечить системы своими собственными необходимыми для жизнедеятельности видами энергии.

3.3. Третьим общим принципом системного построения и функционирования систем является общий (для всех природных, социальных систем) принцип отрицания отрицания. Этот принцип в дополнение к названным выше принципам обеспечивает цикличность жизнедеятельности и функционирования каждой конкретной системы. Рассмотрим наглядно, графически и содержательно логически, как действует этот принцип.

Природные, социальные системы, независимо от их размеров и функционального назначения обладают началом, продолжительностью и концом своей жизнедеятельности, что называется жизненным циклом систем. На протяжении своего жизненного цикла системы проходят два следующих один за другим этапа: этап развития и этап деградации. (См-те схему 1) Такая смена жизненных этапов обеспечивается общим для природных систем принципом отрицания отрицания. Оба эти этапа и универсальная модель изменения уровня развития F природных, социальных систем в течение времени t закономерного жизненного цикла систем представлены на общей схеме 1.

Схема 1. Общая модель закономерного жизненного цикла природных, социальных систем.Условные обозначения: t ось времени; tср момент системного рождения; tск момент системного конца; Принципиально отличающиеся между собой типовые периоды (которые обеспечиваются своими укладами) жизнедеятельности (их восемь): 1 – пионерный период (детство), 2 – образовательный (отрочество), 3 – базисный (юность), 4 – головной развивающий период (первая зрелость), 5 – основной деградирующий (вторая зрелость), 6 – свёртывающий (активная старость) период, 7 – завершающий (образующая старость), 8 – финишный период (увядающая старость); F – уровень всестороннего системного развития; F1, F2, F3, F4, F5, F6, F7, F8 средние уровни развития каждого периода.

На схеме 1 пунктиром обозначены границы (крайние линии) уровня системного развития (F) природных, социальных систем на протяжении времени (t). Как видно на схеме, уровень развития систем со временем устойчиво меняется: на этапе развития он растёт по восходящей кривой, на этапе деградации он уменьшается по нисходящей кривой. То есть, развитие систем происходит по расширяющейся спирали, а деградация – по свёртывающейся спирали. При этом этап деградации закономерных систем, безусловно, следует за этапом развития.

Природные, социальные системы на протяжении жизненного цикла проходят последовательно, как правило, восемь принципиально отличающих между собой типовых (для всех систем) периодов (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 – их названия смотрите в условных обозначениях схемы 1). На самом деле периоды это время, в течение которого главенствуют одноимённые уклады жизни. Каждый уклад зарождается в недрах предыдущего уклада (например, уклад 2 – образовательный уклад жизни, на схеме 2 обозначен жёлтым цветом, зарождается в недрах пионерного уклада 1, обозначенного красным цветом, и постепенно развиваясь, он прорывается из недр пионерного уклада и получает главенствующее значение). Все восемь укладов полного системного цикла (окрашены на схеме 2 в разные цвета), зарождаясь в недрах предыдущего уклада, со временем выходят из их недр в точках R1, R2, R3, R4, R5, R6, R7 и получают главенствующее значение. При этом утратившее главенствующее значение уклады не уничтожаются (как об этом часто утверждали марксистско-ленинские идеологи и их последователи), а постепенно отмирают в недрах действующих главенствующих укладов. Период, в течение которого каждый уклад главенствует, называется именем данного уклада. Циклическое развитие каждого уклада в недрах предыдущего уклада и его деградация, а также преемственная циклическая смена укладов жизни каждой природной, социальной системы обеспечивается посредством принципа отрицания отрицания.

Схема 2. Универсальная модель укладов жизни полного закономерного системного цикла систем природного, социального мира.Условные обозначения: t — ось времени; F – уровень всестороннего системного развития; R1, R2, R3, R4, R5, R6, R7 — точки смены периодов жизненного цикла, R0 — уровень системного развития на момент рождения любых природных систем, R8 — уровень системного развития на момент смерти, конца жизни природных, социальных систем; tнсз — момент времени начала системного зарождения; tск момент времени системного конца.

Каждый из укладов имеет свой уровень развития организации, саморегуляции и всех других жизненных функций. Наиболее показательной функцией является организация, и её ведущим свойством служит специализация. В целом для жизнедеятельности систем имеет место и действует 4-ре принципиально отличающихся типа специализации, которые напрямую связаны с укладами жизни природных, социальных систем. Представим каждый такой тип в отдельности.

Первым типом специализации природных, социальных систем служит и является линейная (так её принято называть) для сущностей или универсальная для факторов специализация. По сути – это один тип специализацииуниверсальный: когда все функции управления (на уровне сущности) осуществляет, выполняет один управленец (сущностный центр управления) универсал; а все дела делает один универсальный фактический исполнитель (фактор). Т.е., на уровне сущностей (управления) осуществляют, и на уровне факторов (исполнения) выполняют свои соответствующие взаимозаменяемые универсалы. Такая универсальная специализация наиболее эффективна в пионерный (первый – 1-й) и в финишный (последний – 8-й) уклады жизни природных, социальных систем. В строительстве (особенно крупных объектов) универсальная специализация наиболее эффективна в начале и в конце строительства. В промышленности универсальная специализация наиболее эффективна при выпуске, производстве первой продукции, как правило, в экспериментальных цехах, бригадах, которые являются универсалами. В армии универсальная специализация наиболее эффективна при захвате нового плацдарма универсальными специалистами, которых принято называть десантниками.

Вторым типом специализации природных, социальных систем является и служит предметная специализация. Это такая специализация, когда и на сущностном, и на факторном уровнях функционируют предметные специалисты, обеспечивающие создание и обслуживание своего соответствующего предмета от его начала до конца. Предметная специализация является более развитой по отношению к универсальной специализации. Поэтому она соответствует и наиболее эффективна в образовательный (во второй – 2-й уклад) или в завершающий уклады жизни (в седьмой – 7-й уклад жизнедеятельности природных, социальных систем).

Третьим типом специализации систем природного, социального мира служит и является программно-целевая специализация. Это такая специализация, когда ряд или группа предметов, объектов объединены, объединяются в целостную целевую программу, которая осуществляется на сущностном, а выполняется на факторном уровнях. Программно-целевая специализация наиболее эффективна и соответствует базисному (3-му укладу жизнедеятельности, следующему за образовательным укладом) или свёртывающемуся (шестому – 6-му) укладу жизни. Связано это с тем, что в базисный уклад, период жизнедеятельности природные, социальные системы, как правило, имеют и должны иметь самые высокие темпы своего развития. А в свёртывающейся период, уклад своей жизни природные, социальные системы, как правило, имеют наиболее высокие темпы своей деградации.

Четвёртым, самым развитым типом специализации природных, социальных систем является и служит технологическая (так её принято называть, или, системно-логическая) специализация. Это такая специализация, когда все функции жизнедеятельности природных, социальных систем, как на уровне сущностей (управления), так и на уровне факторов (всех видов производств, деятельности), выстроены и обеспечиваются на высоком системной уровне функционирования и развития. Такая специализация предполагает и требует для эффективного функционирования причинно-следственную обособленность, последовательность и связь всех структурных подразделений, в виде высокоорганизованного ёмкого конвейера. Применительно к сущностям развитых природных, социальных систем это будет выглядеть следующим образом. Смотрите (схему 3) универсальную модель типовых (для всех развитых природных, социальных систем) частных функциональных разделов (1 → 2 → 3 → 4 5→ 6 → 7 → 8, выстроенных, как спиральный конвейер, и действующих совместно).PLACAT 14-1

Схема 3. Условные обозначения типовых (для всех развитых природных, социальных систем) функций: 1 – системно-производящая саморегуляция; 2 – организация; 3 – иррационализация; 4 – рационализация; 5 – системно-производительная саморегуляция; 6 – средства производства (техника и технология); 7 – предметы труда (производительные ресурсы); 8 – координация и оптимизация жизнедеятельности.

Все эти восемь частных функциональных разделов являются и служат универсальными, типовыми для всех природных, социальных систем. Они выделяются и выстраиваются в строгой причинно-следственной связи 1-м общим причинно-следственным принципом в виде непрерывно функционирующего конвейера и на уровне сущностей, и на уровне факторов. Если сущности развитых природных, социальных систем выделяются, структурируются в виде спирального функционального конвейера (смотрите схему 3), то факторы данных систем выстраиваются из глубины вокруг сущности по вертикали. Такое выделение и выстраивание сущностей и факторов развитых систем на плоскости будет выглядеть в виде матрицы, разделённой организационно в двух направлениях: сущности – по горизонтали, факторы – по вертикали. Смотрите таблицу ниже.

Сущности   природных, социальных систем Осуществляют системно-производящие функции Осуществляют системно-производительные функции
Саморегуляцию логики+энергии (саморегуляции) системы Организацию системы Иррацио-нализацию(социально-психологичес-кие отношения) Рацио-нализацию(экономические отношения) системы Саморегуляцию содержания + формы системы Средства производ-ства системы Ресурсы и предметы труда системы Координацию и оптимизацию жизне-деятельности системы
Факторы природных, социальных систем, фактически обеспечивающие 1 Функционирование и развитие логической (контроля → анализа  синтеза, в т.ч. мировоззрения → целей) сферы, чувственно-энергетической (в т.ч. нравственно-этической) сферы и информационно-рассудительной сферы жизнедеятельности.
2 Функционирование и развитие организационных отношений всех разделов и подразделений (общих  частных  единичных  особенных). Сюда входят: обеспечение нормального функционирования и развития всех организационных структур; функциональной подготовки для жизнедеятельности (в т.ч. знаний, умений, здоровья, способностей); подбора и расстановки всех действующих структур, разделов и подразделений; распорядок и административно-управленческое обеспечение.
3 Функционирование и развитие социально-психологической сферы. Обеспечение функционирования и развитие личности, жизнедеятельного творческого и соревновательного микроклимата, региональных, национальных и общенародных культурных праздников, соревнований, ценностей.
4 Функционирование и развитие социально-экономической сферы. В т.ч. рациональных (экономических) отношений всех участников (общих, частных, единичных, особенных) посредством рациональных (экономических) категорий (цен и валютно-денежных ресурсов и средств), обеспечивая номенклатуру, количество, свойства, качество и темп всех жизнедеятельных услуг и товаров для всего общества.
5 Функционирование и развитие содержательно-технической (технического контроля  технического анализа → синтеза, в т.ч. технических концепций и норм → технических программ и проектов) сферы; объёмно-планировочной (в т.ч. архитектурно-формальной) сферы и технической информационно-рассудительной сферы жизнедеятельности.
6 Функционирование и развитие всех видов средств производства. Сюда входит фактическое обеспечение зданий и сооружений, объектов инфраструктуры, технологий и техники, оснастки и инструмента и технической энергии.
7 Функционирование и развитие всех видов ресурсов и предметов труда. В т.ч. природных и воспроизводимых продуктов питания; мебели, обуви, одежды, и всех предметов быта, материально-технических ресурсов и отходов
8 Функционирование и развитие координации и оптимизации всех видов жизнедеятельности: оперативной информации; транспорта и доставки; оперативного планирования, регулирования всех видов производства, деятельности и сбыта; определения рейтинга всех участников жизнедеятельности.

Такая технологическая (или системно-логическая) специализация соответствует и наиболее эффективна в самые развитые уклады жизнедеятельности систем: в 4-й головной развивающий уклад (или первая зрелость), и в 5-й основной деградирующий уклад (вторая зрелость) систем природного, социального мира. (На схеме 2 эти уклады жизни изображены синим цветом.) Это необходимо нужно знать для того, чтобы понимать: каким образом строить организационную структуру саморазвивающихся высокоорганизованных компаний в целях высокоэффективной их работы. 1-й зрелый () и во 2-й зрелый ()

Здесь необходимо отчётливо понимать, что все уклады жизнедеятельности структурируются посредством основополагающего и всех названных выше общих принципов, а их цикличность обеспечивается общим принципом отрицания отрицания. При этом одновременно, в любой момент времени – Δt, как правило, имеют место три уклада жизни и их соответствующие типы специализации организационного устройства, оргструктуры. Например, в середине базисного уклада (3-го по счёту, на схеме 2 отмеченного зелёным цветом) жизнедеятельности одновременно имеют место три следующих уклада жизни и их соответствующие специализации: 1) Базисный уклад, как главенствующий уклад в этот период жизни и его программно-целевая специализация. 2) Образовательный уклад (на схеме отмечен жёлтым цветом), как деградирующий, сворачивающийся уклад и его соответствующая предметная специализация. 3) Первый зрелый (на схеме отмечен синим цветом) уклад жизнедеятельности и соответствующая ему системно-логическая специализация.

3.4. 4-тым общим принципом системного построения и функционирования систем служит общий (для всех природных, социальных систем) принцип связи времён. Этот принцип является конечным среди общих принципов системного построения и функционирования систем природного, социального мира и обеспечивает связь прошедшего, ранее свершившегося с настоящей действительностью и через потенциалы данных систем с их возможным, целесообразным, вероятным будущим. Здесь очень важно понимать, что эта связь не абстрактная, а реальная, связанная с каждой системой. Она обеспечивается посредством всех сложившихся тенденций прошедшего каждой системы с её реальным действием (позицией, поступками) и со знаниями, умениями, мощностями и потребностями (одним словом потенциалами) данной системы с её конкретными достижениями в будущем.

Таковы основополагающий и общие принципы построения, структурирования и функционирования систем природного, социального мира. Их всего пять. Один основополагающий принцип, имеющий место и действующий всегда по горизонтали на всех уровнях системного структурирования. И четыре общих принципа, которые действуют совместно, дополняя один другого, в следующей системно обособленной последовательности, связи: причинно-следственный принцип → принцип единства и борьбы противоположностей → принцип отрицания отрицания принцип связи времён. Эти 4-ре общих принципа имеют места и действуют всегда в рамках каждой природной, социальной системы с момента её зарождения на протяжении всего её полного системного цикла. Все эти принципы можно рассматривать отдельно только в целях познания каждого из них или в целях проектирования новых социальных систем, но уже в реальной жизни и деятельности систем они эти принципы действуют все вместе, дополняя один другого.

4.1. Как комплексно развивать культуру

4.2. Как системно развивать здоровье.

базовой ценностью каждого человека и общества должно быть здоровье (по определению ВОЗ – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов) каждого человека и государства в целом.

Всё сказанное подходит и к человеку, а также в полной мере относится к государству и системам бизнеса, особенно для крупных объектов и строек. Любые системы государства, бизнеса, стройки, объекты имеют свои конкретные жизненные циклы. Они зарождаются, учреждаются, создаются, образуются, но не становятся сразу развитыми, зрелыми профессионально. В закономерном большинстве они проходят последовательно все свои выше названные периоды жизни, этапы роста, развития, в той или иной мере реализуют себя и рано или поздно стареют, деградируют, отмирают. Чем правильней они организованы и самоуправляемы, тем их жизненные циклы будут более системно развитыми, эффективными.

Следует отметить, что жизненный цикл, хотя и служит очень важным базовым системным понятием жизнедеятельности любых систем, вместе с тем, он является только частью полного системного цикла данных систем. Так как на самом деле, наряду с этапом развития и этапом деградации в полный системный цикл любых природных систем, строек, объектов входят сначала этап зарождения (проектирования) и в конце — этап распада данных систем. То есть, полный системный цикл любых природных, социальных систем, строек, объектов в целом состоит из четырёх следующих один за другим своих частей (этапов): этапа зарождения → этапа развития  этапа деградации  этапа распада. Смотри схему № 2.

Все эти системные этапы для любых систем, безусловно, необходимы и состоят из своих системных типовых периодов. Но период – это всего лишь время жизнедеятельности систем. Зарождение, создание, функционирование, развитие, деградация систем, одним словом жизнедеятельность в каждый такой принципиально отличающихся один от другого типовой период обеспечивается своим соответствующим для данного периода системным укладом жизни. Каждый такой уклад жизни именуется тем же именем, как и типовой период, который он обеспечивает. Закономерные системные уклады жизни этапа развития и этапа деградации наглядно изображены на схеме № 2 цветными диаграммами. Среди всех системных этапов уклады жизни этапа зарождения и этапа распада по продолжительности самые короткие, поэтому их типовые периоды и их уклады на этой схеме сложно было показать, и они не показаны. Но в реальной жизни, в частности, для атомных электростанций они имеют место и очень важны.

Под культурой следует понимать поведение, деятельность и результаты, достижения общества и детей в их повседневной жизни. Важнейшими составляющими культуры являются и служат четыре следующих системных функциональных раздела: саморегуляция, организация, иррационализация, рационализация. Рассмотрим кратко все эти четыре раздела в отдельности. Этот принцип в дополнение

Саморегуляция (в т.ч. ценностно-смысловая ориентация) является первичной жизнедеятельной функцией и включает в себя три частных взаимосвязанных раздела. 12-ть следующих своих подраздела. Первый контроль всей необходимой для жизни и деятельности информации. Второйанализ – определение и установления причинно-следственных связей и диагноза состояния всего имеющегося и происходящего внутри и вокруг каждого человека. Третьейсинтез. И наконец, четвёртой функцией логики саморегуляции ()

Естественно напрашивается вопросы: почему всё это произошло, происходит и как существенно улучшить такое положение дел?

Во-первых, в следствии глубинного кризиса и распада СССР в России в 1991-93 годах образовался острейший дефицит продуктов питания, медикаментов и т.п. Чтобы ликвидировать голод, руководство страны открыло границы и разрешило свободную торговлю с зарубежными странами, сняв все ограничения. Это позволило ввозить дешёвые (доступные для населения страны) и часто низкокачественные и даже суррогатные, вредные для здоровья продукты питания, лекарства, алкоголь, табак, наркотики, пр. Наряду с этим для людей с большим достатком в страну завозилось, а теперь производится и в самой России, огромное количество высококалорийных, перенасыщенных, излишне жирных, сладких, солёных, копчёных продуктов. От них, в частности, жители США держат во всём мире первое место по излишнему весу и сердечнососудистым заболеваниям, и часть россиян догоняет их.

Во-вторых, об этом общественностью, учёными было доведено до президента и председателя правительства РФ. Правительство России своим Распоряжением N 79-р от 26.01.2007г. утвердила Концепцию федеральной целевой программы – ФЦП «Дети России». Д. Медведев 5 ноября 2008 года в своём первом обращении к Федеральному собранию, как президент России выразил обеспокоенность неудовлетворительным состоянием здоровья российских школьников. Однако из всего этого, что реально дошло до школ – это введение 3-го урока физкультуры.

В-третьих, так сложилось, что Минздравсоцразвития РФ посредством своих действующих медучреждений занимается болезнями, заболевания и их лечением фармацевтическими, химическими, хирургическими методами и (в силу различных причин и сложившихся медицинских знаний и методов) не занимается здоровьем людей в целостном системном функциональном смысле. Происходит это потому, что в своём большинстве люди обращаются в медучреждения при уже возникшей боли или при уже сложившихся конкретных заболеваниях. Поэтому задача медицины сводится к оказанию помощи по каждой конкретной боли или по обострившемуся заболеванию. Т.е. врачи, медицинские работники вынуждены уделять, и уделяют внимание только уже сложившимся болезням, болям, а не здоровью человека. Они медикаментозными, хирургическими методами и химическими, синтетическими, лекарствами, средствами воздействуют на те, или иные отдельные органы, чтобы приостановить процессы их воспаления и снять, притупить боль, или удалить, по их мнению, безнадёжно больной, не восстанавливаемый орган или элемент.

С другой стороны, они этому обучены. Они к этому привыкли сами и сделали это своей профессией. Другого они в своём большинстве не знают, и их другим естественным методам оздоровления не учат. И платят им не за здоровье людей, а за лечение болезней, поэтому они заинтересованы, чтобы болезни не кончались.

Другими словами медицина в целом не делает людей здоровыми и борется не с причинами болезней, а с их следствием, т.е. с самой болезнью и очень часто с исходящей от неё болью[3] – со следствиями следствия. При этом сами болезни, как правило, становятся хроническими и в обычном состоянии организм их не чувствует. Но при нагрузках, стрессах, простудах, такие люди быстрее заражаются разными инфекциями, получают острые болезни органов, инфаркты, инсульты, рак и т.п. Это в целом стало системой, как для людей, так и для государства. Даже в Национальном приоритетном проекте России «Здоровье» (реализуемом с 2006 г.) пока решаются лишь проблемы самой медицины, а не выше названные причины болезней людей. При этом вся имеющая и даже будущая профилактика, принятая в «Концепции развития здравоохранения в России до 2020 года» строится только на медикаментозных и хирургических методах, технологиях и препаратах.

Следует отметить, что в Западной Европе и в США (за счёт тотальной рекламы и лоббирования фармацевтических корпораций) предпочтение отдают медикаментозным методам здравоохранения с применением синтетических, химических лекарственных препаратов. Казалось бы, это просто, не надо заниматься своим здоровьем, думать, трудиться, а лучше выпил таблетку и «болезнь прошла». Кто-то в это верит, а кто-то на этом зарабатывает. Поэтому в это вкладывают деньги налогоплательщиков, бюджета, личные средства. Но эффективность такой медикаментозной медицины низкая, ничтожная. По обобщённым исследованиям европейских и американских специалистов 2008-10г.г. получается следующая картина:

1. Смертность от лекарственных отравлений поднялась на 4-5-е места в общей структуре смертности развитых государств. Летальный исход от применения синтетических лекарств происходит чаще, чем от дорожно-транспортных происшествий и рака.
2. 70 % новинок лекарственных препаратов не имеет терапевтических преимуществ.
3. 20-30 % госпитализаций происходит от лекарственных отравлений, вместе с тем на 15-30 % увеличиваются сроки лечения этих пациентов.
4. И только 25-30 % заболеваний имеют адекватные методы лечения, преимущественно при травмах, туберкулёзах, вирусных, раковых и ряде других заболеваний.

Учитывая все факторы, существенно влияющие на здоровье каждого человека, академик РАМН Ю.П. Лисицин, (признанный авторитет в области профилактической медицины и санологии), утверждает:

1. Развитие медицины и системы здравоохранения влияет на здоровье людей всего на — 10%.
2. Влияние биологических (наследственных) факторов на здоровье в целом составляют до 20%;
3. На долю всех экологических воздействий приходится примерно  — 20-25%;
4. Основным же фактором, влияние которого на здоровье приходится — 50-55%, является здоровый образ жизни и, в первую очередь, знания о нём.

Эти данные свидетельствуют о приоритетной роли знаний и умений сохранении, развитии, формировании здоровья всех людей. Поскольку именно знания и умения помогают каждому человеку построить конкурентоспособный универсальный жизнедеятельный образ жизни и системно грамотно обеспечивать своё здоровье.

В-четвёртых, такие системные знания и умения: быть здоровым, выживать, не падать духом, творить и побеждать в социальной среде относятся к культуре, к интеллекту, к ценностно-смысловой ориентации каждого человека. Эти знания и умения ими пользоваться должны прививаться в семье каждому ребёнку с его раннего детства. Но в силу того, что такие знания распространены мало, и в силу большой загруженности родителей, то, как правило, такие родители и их дети оказываются необразованными в области собственной здоровой жизни и очень часто имеют проблемы со здоровьем, болеют. Ещё меньше знаний о здоровье у детей, живущих без родителей.

А если говорить об интеллекте, то ещё в июне 2008 г. на Петербургском Экономическом Форуме Президент России Д.А.Медведев назвал интеллект четвёртой краеугольной составляющей развития России (четвёртой – И). Но как практически развивать прагматичный конкурентоспособный интеллект в нашей стране знают, а тем более умеют делать это не многие. Другими словами в России недостаточно и можно даже сказать мало знаний и умений в области здоровья, интеллекта, и отсутствует целостная система их обеспечение и развития.

В том, чтобы быть здоровым, нет чуда. Это под силу каждому человеку, даже многим инвалидам. Главное для крепкого здоровья не нужно много денег. Кто системно соблюдает экологию среды, жилища, гигиену, закаляется, питается естественной здоровой пищей, кто комплексно занимается физ.подготовкой, эффективно учится, развивает интеллект, умеет расслабляться, снимает свои внутренние напряжения, кто лично социально ориентирован и творчески жизнедеятелен – тот живёт долго, здоровой, полноценной жизнью. При этом денег и затрат времени у него на всё это уходит значительно меньше, чем у тех, кто ест сверх нормы, мало физически активен, часто болеет, и надеется только на медицину и лечится синтетическими таблетками и хирургическими методами.

[1] — Александр Бастрыкин, Руководитель Следственного комитета (в то время заместитель генерального прокурора) РФ, www.viperson.ru, 08.06.2007г.

[2] — По заявлению президента РАМН Михаила Давыдова показатели болезненности детского населения и подростков в 2 раза выше, чем взрослых, и имеют неуклонную тенденцию к росту. По данным Психологического института РАО, в школу в настоящее время приходят 20% детей с различными нарушениями психического здоровья. К концу их обучения в школе эта цифра увеличивается до 60%. Согласно данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН значительно увеличились функциональные отклонения организма: у юношей (15-17 лет) на 89 процентов, у девушек на 51,6 %. Частота хронических болезней юношей возросла на 33,6 %. И 83 % школьников нуждаются в медицинской помощи. А к моменту окончания средней школы имеет место 4х-5тикратное ухудшение работы опорно-двигательного аппарата, которое влияет на общее самочувствие и функциональное состояние организма. У 30% юношей и девушек выявляется задержка полового развития, а 40% юношей и девушек имеют болезни, которые могут ограничить возможность реализации репродуктивной функции. Значительная доля болезней формируется в школьном возрасте. К окончанию школы более половины детей имеют ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья. … Только 6% девочек от 0 до 14 лет здоровы, остальные имеют ту или иную патологию. Прямую угрозу представляют распространенность курения и употребления алкоголя среди школьников. В 10-11 лет курят 17% подростков и употребляют алкоголь до 39%, к 15-17 годам их число возрастает до 73%. Социальные последствия ухудшающегося состояния здоровья школьников, снижение интеллектуального, трудового, репродуктивного и военного потенциала общества и государства – это, (ещё в 2006 году) отмечал М.И.Давыдов, одна из самых важных проблем, требующих глубокого обсуждения, ибо несёт в себе угрозу безопасности и самому существованию нации.

[3] — Больэто биоэнергетическая реакция на изменения в организме свыше норм. Боль – это проявление первой энергии саморегуляции, которая называется контрольной энергией. Эта энергия необходима для привлечения внимания к больному месту и для включения «механизма» саморегуляции, самооздоровления (он представлен в разделе 2.1 в Приложении 1). Вместо того, чтобы устранять причины образования боли, совремённая медицина придумала и предлагает удалять и удаляет боль (при обычных заболеваниях) обезболивающими препаратами. То есть отключает и ослабляет работу «энергетических датчиков» и тем самым отключает «механизм» самооздоровления. Почти, то же самое делают различные экстрасенсы, маги (которых появилось огромное количество в условиях неэффективной работы медицины), ослабляя, снимая боль методами чувственно-энергетического, психического воздействия. А сама болезнь становится хронической.

Главный разработчиком концепции, основных разделов и редактирование вспомогательных разделов методологии является доктор философских наук (дфн), доктор экономических наук (дэн), генеральный директор АНО «Центральный институт системного развития государства, бизнеса, человека», автор монографии «Всеобщая универсальная комплексная концепция системной жизнедеятельности природы, общества, бизнеса, человека»

Иванченко Александр Александрович

Комментарии запрещены.