Интеллект

Интеллект – это то, что отличает человека от животных. Интеллект заставляет человека представлять, воображать, фантазировать, верить, оказывается эта способность даёт возможность понимать чем отличается 5 и 6. Физически мозг человека содержит лобные доли и относительно всего мозга крупные, их не имеют даже человекообразные приматы. Именно наличие интеллекта принято называть душой человека, её проверяют наличием веры.

Развитие интеллекта может происходить в любом возрасте, однако сенситивный период для его развития от 6 лет до 14 лет, до начала полового созревания. Более ранний всплеск развития характеризуется последующем спадом, к началу обучения в школе, по этому не следует начинать подготовку к школе раньше чем это принято.

К методам развития интеллекта относится изучение гуманитарных и естественных наук. В начале изучения человек приобретает больше навыков в том или другом направлении и в дальнейшем это направление для человека является определяющим. Это связанно с сложившимся типом ассоциации окружающей информации.

Память влияет на интеллект как наборы возможных представлений, ассоциаций, стереотипов. Развитие памяти также является неотъемлемой части интеллекта, а интеллект имеет способы разбирать ассоциативные образы в памяти.

Интуиция является противоположностью интеллекта, но интуиция строится только на многочисленном опыте, стереотипов, повторений и они также строится на основе памяти.

В тоже время интеллект человека имеет изъяны, с развитием которых человек приобретает заболевания мозга. С некоторыми из них в начале двадцатого века боролись лоботомией, так делали особо опасно больным людям, но результат превращал человека в животное и от этого отказались.

Развитие мозга в целом напрямую связанно с физическим развитием всего человека. Кроме выносливости, которая необходима, человеку нужно поддерживать хороший обмен веществ, хороший состав крови и её обмен просто ускоряет принятие решений и выработку новых идей. Отсутствие заболеваний, психологическое состояние и способность с ними справляться, зачастую также связанны с физическим развитием. Что бы осознать эти факторы человек также применяет интеллект моделируя ситуации с приложением к себе: если болит голова – можно ли рассчитывать сложные задачи, если хочется спать – можно ли эффективно работать, если период отдыха требуется большой – можно ли на следующий день снова работать.

И.П. Павлов, создатель науки о высшей нервной деятельности, обнаружил, что человек для возникновения ассоциации требует до 20 факторов раздражения, человекообразные приматы до 4, собаки 1. Несколькими тренировками можно научить собаку желать есть после включения лампочки, шимпанзе для появления ассоциации желания есть требует не только включения света, а и вида еды, запаха, обстановки.

С целью изучения мозга с начала двадцатого века ведутся работы по обучению приматов языку. Со временем обнаружили, что для них знаки имеют большее значение чем звуки, таким образом есть обезьяны жестикулирующие на языке американских глухонемых и печатающие на специальной символьной клавиатуре. Обезьяны решительно не могут научится считать, также изучение древних и примитивных людей показывает, что человек научился считать пройдя много этапов совершенствования. Обезьяны также имею ассоциативное мышление, комбинируют известные слова, обучают своих детей жестам. Но критики утверждают, что обезьяны произвольно повторяют жесты показанные человеком, а также изучив большое количество жестов, на самом деле могут пользоваться ограниченным количеством. Они принципиально отличаются от человека отсутствием лобных долей мозга и отсутствием центра речи в мозгу. Это делает нас людьми, а они остаются животными.

Согласно Плутарху, Фалес, первый мудрец мира, называл бога универсальным Интеллектом. В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми: никто не зол по доброй воле, люди злы лишь по неведению!

Этические взгляды. Согласно Аристотелю, государство требует от гражданина определенных добродетелей, без которых человек не может осуществлять свои гражданские права и быть полезным обществу: добродетельно то, что служит интересам общества, что укрепляет социальный порядок. Он разделял добродетели на интеллектуальные и волевые — добродетели характера. Говоря о характере, мы не назовем кого-либо мудрым или разумным, а кротким или умеренным. Решающее значение имеют интеллектуальные добродетели: мудрость, разумная деятельность, благоразумие, в них человек проявляет себя как одаренное разумом существо. Такие добродетели приобретаются путем усвоения знаний и опыта предшествующих поколений и проявляются в разумной деятельности. Счастье человека, по Аристотелю, — это энергия завершенной жизни сообразно завершенной доблести. Нельзя считать счастливым человека с «рабским образом мышления». Этические свойства не даются людям от природы, хотя они и не могут возникнуть независимо от нее. Природа дает возможность стать добродетельным, но эта возможность формируется и осуществляется лишь в деятельности: творя справедливое, человек становится справедливым; действуя умеренно — он становится умеренным; поступая мужественно — мужественным. Сущность добродетели состоит в сочетании щедрости и умеренности. Общим принципом этического учения мыслителя является стремление найти среднюю линию поведения. Исключительное место в этом учении занимает идея справедливости: справедливым можно быть лишь по отношению к другому, а забота о другом в свою очередь есть проявление заботы об обществе.

По Аристотелю, человек — политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству» (Аристотель еще не отделял идею общества от идеи государства). Человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни. Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. Первым результатом социальной жизни он считал образование семьи — муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками элементов государства.

В средневековье о познании считали: Человеку присущи две способности познания — чувство и интеллект. Познание начинается с чувственного опыта под действием внешних объектов. Но воспринимается не все бытие объекта, а лишь то в нем, что уподобляется субъекту. При вхождении в душу познающего познаваемое теряет свою материальность и может войти в нее лишь в качестве «вида ». « Вид » предмета является его познаваемым образом. Вещь существует одновременно вне нас во всем своем бытии и внутри нас в качестве образа. Благодаря образу, представляющему элемент бытия вещи, который в то же время подобен душе, предмет входит в душу, в духовное царство мыслей. При этом вначале возникают чувственные образы, а из них интеллект абстрагирует «умопостигаемые образы».