Создание, опыт работы Школ здоровья
Создание, опыт работы Школ здоровья и отсутствие универсальных для большинства детей эффективных здоровьеразвивающих методик, технологий
Ещё в 1993 г. в рамках федеральной целевой программы «Дети Чернобыля» в РФ началось внедрение проекта «Школа Здоровья« в регионах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на ЧАЭС. При поддержке программы проект был разработан и внедрён первоначально в одиннадцати областях России («зона Российского Чернобыля»). Создание «Школ Здоровья» в целях улучшения ухудшающегося здоровья детей в общеобразовательных школах поддержали ряд руководящих органов регионов России.
В ноябре 2008 года состоялся Всероссийский съезд школ, содействующих укреплению здоровья «Здоровое поколение – здоровая Россия», который впервые позволил изучить и рассмотреть региональный опыт создания «школ здоровья». Разнообразны формы реализации здоровьесозидающих проектов: это школы санаторного типа, школы-полупансионы, школы-лаборатории, центры содействия здоровью, школы здоровья. По данным коллегии Минобрнауки России по вопросам укрепления здоровья школьников в системе образования Российской Федерации с 2009 года действовало более трёх тысяч «школ здоровья», в которых создана «жизнеформирующая» образовательная среда.
АНО «Центральный институт системного развития государства, бизнеса, человека» (руководителем которого является автор настоящей Здоровьеразвивающей физкультуры – ЗРФК), работая над стратегической темой «Культура, Здоровье, Образование, Интеллект развитого государства», с 2007 по 2015 гг. изучал опыт работы «Школ Здоровья» разных регионов РФ (в частности, Башкортостана, Татарстана, Ставрополья и Москвы, в т.ч. проведя с ними 10-ки семинаров, конференций). Отдельные общеобразовательные «Школы Здоровья» и школы, стремящиеся применять те или иные сохраняющие и развивающие здоровье технологии, методики, и их элементы, добивались определённых результатов в улучшении здоровья детей. Однако у большинства «Школ Здоровья», хотя они и написали много лозунгов, призывов, планов по улучшению здоровья детей, принципиальных реальных улучшений здоровья детей не произошло. Почти все руководители школ, учителя физкультуры говорили об отсутствии эффективных методик, технологий по укреплению и развития здоровья детей. Большинство из них просили обобщить достижения отдельных школ и разработать такие методики.
Только за название общеобразовательных школ «школами здоровья» работникам этих школ доплачивали из региональных средств до 10 % от бюджета такой школы. Поэтому они стремились сохранить этот статус названия школы, накупили разные тренажёры, сделали значительный упор на силовые упражнения, стали больше бегать, играть в спортивные игры. То есть, стали тренировать у детей «быстрые мышцы». А это противоречит физиологии развития организма в первую очередь детей начальных и средних школ. Связано это с быстрым ростом организма (у одних чуть быстрее и других чуть медленнее) в эти периоды жизни учащихся.
Действительно организм преимущественного большинства детей и подростков растёт активно, быстро и очень важно, чтобы его рост, развитие (и главным образом его опорно-двигательной системы) происходили пропорционально, комплексно системно (совместно с его нервной, дыхательной, кровеносный и др. системами организма). Для этого в 1-ю очередь должны развиваться медленные и переходные типы мышц опорно-двигательной системы организма детей. Все скелетные мышцы делятся на три разных по назначению, управлению ими и цвету типа мышечных волокон: 1) медленные (красные); 2) переходные (смешанные красно-белые мышцы); 3) быстрые (белые). (См-те схему).
1) Медленные (красные) мышцы являются основополагающими мышцами, выполняющими работу по удержанию скелета организма, осанки и равновесия тела человека в пространстве. Они устойчиво связаны с мозжечком, с вестибулярным аппаратом организма и, обладая собственной мышечной памятью, запоминают длительное привычное пространственное положение осанки, удерживают это положение или возвращают осанку в привычное для неё положение. Учащиеся дети во время занятий, игр, просмотра ТВ, смартфонов (и т.п.) часто согнуты, сгорблены, то их медленные мышцы привыкают к этому и удерживают такое сгорбленное положение осанки. Поэтому для того, чтобы исключить заболевания позвоночника (и связанных с ним систем и органов) и улучшить свою осанку, а также в целях обеспечения пропорционального, комплексного развития быстро растущего организма детей и подростков, безусловно, физиологически необходимо тренировать и развивать сначала, в 1-ю очередь медленные мышцы опорно-двигательной системы.
2) Переходные (смешанные красно-белые) мышцы, являются переходными из устойчиво медленного состояния организма в быстрое. Они обеспечивают такие физиологические свойства как гибкость и ловкость организма. Их (переходные мышцы, обеспечивающие гибкость и ловкость) необходимо тренировать, развивать после тренировки и развития медленных мышц.
3) И только на этой основе (тренировки и развитии медленных мышц, а далее – переходных мышц) тренируются и развиваются быстрые мышцы (обеспечивающие силу и динамичность организма) каждого человека.
Всё это не учитывали и в своём преимущественном большинстве не учитывают действующие технологии, методики, учебники по физкультуре. Поэтому большинство учащихся детей, подростков занимаются физкультурой не эффективно имеют существенные проблемы со здоровьем. Вместе с тем имеются исключения и значительные достижения в физкультуре детей.