Различие западных и восточных школ физкультуры
Историческое и современное методологическое различие западных и восточных школ физкультуры
Знания о том, как быть здоровыми, люди разных стран мира искали, собирали всегда. И на практике превращали их в умения. К таким знаниям и умениям относятся разные
учения и игры, в частности: ▪ йога и её разные виды, течения в древней и современной Индии (о которых известно более 5000 лет, см-те рисунок слева);
▪ кунг-фу, чжу кэ, ушу в древнем и современном Китае (см-те рис. справа);
▪ цирки, бои (гладиаторов в древнем Риме) и древние Олимпийские состязания, Игры в Греции, в Олимпии (считавшейся у греков священным местом; здесь они проходили около 1170 лет: с 776 до нашей эры по 394 нашей эры). В Олимпии лучшие атлеты Греции состязались в гонках на колесницах, в беге, борьбе (см-те рисунок слева), в прыжках, в метании копья и диска. На Играх писатели, поэты и другие служители искусства читали свои яркие стихи, поэмы, пели песни, выставляли свои работы – соревновались. Во время Игр прекращались, не велись войны. Всё это радовало множество людей. Победителей Игр награждали, и оказывали им почёт и уважение.
Из приведённых примеров видно: физкультурные школы Востока (Азии) и Запада (Европы) принципиально отличаются. Это было не только в исторической давности, но и имеет место в настоящее время. Восточные школы физкультуры более соответствуют физиологии организма. Они в 1ю очередь тренируют, развивают дыхательную систему и медленные мышцы, а далее гибкость организма, и только на этой основе концентрируют внимание, занимаются динамическими упражнениями. Такая физиологическая последовательность строго используется в армии (где сначала тренируется осанка и устойчивость организма в строю, в ходьбе с поворотами, потом учат ловкости пользования оружием, и только потом – силовым нагрузкам, бегу, прыжкам, метаниям предметов) и в балете (также сначала тренируют изящную осанку и устойчивость организма, далее гибкость и ловкость владения отдельных Па (Pas – шаг, движение с лейтмотивом, на котором строится танец) и только после этого занимаются, тренируются балетными танцами).
Эти безусловные физиологические первоосновы организма пока ещё не утвердились в учебниках и практике физкультуры в России, хотя ряд авторов учебников и учителей физкультуры об этом отмечают. Отдельные авторы книг, уроков физкультуры выделяют важное значение осанки, другие – делают упор на гимнастику, но главное внимание в реальных физкультурных занятиях уделяют динамическим упражнениям. Физически подготовленные с раннего детства дети воспринимают динамические нагрузки легко, естественно. Но большинство детей (до 70%) к таким нагрузка не готовы, поэтому часто болеют.