Образование
Ценностно-смысловая ориентация стадии формирования связанного мышления и речи
Четвёртой функциональной стадией первого детского этапа дошкольного периода развития ребёнка, по своему системному определению, является стадия формирования связанного мышления и речи. Эта стадия приходится на возраст примерно от 1,5 до 2,5 лет. В это время дети учатся комбинировать слова, сперва, объединяя их в двух-трёх словные фразы, и далее от таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. Вторая половина второго года жизни ребёнка характеризуется переходом к активной самостоятельной речи, нередко направленной на овладение собственным поведением.[1]
Именно в этот период связанное логическое мышление и развитие речи детей должно получать приоритетное функциональное ценностно-смысловое значение (после последовательной приоритетности 3-х вышеназванных стадий развития младенца). Хотя называть отдельные вещи своими словами ребёнок, дети начинают в возрасте около 1-го года, тем не менее, примерно только с 1,6-1,8 лет у них развиваются понимание связанного мышления и речи при ещё весьма незначительном приросте активного словаря. Из множества смыслов и свойств, заключённых в словах, как в понятиях, дети поначалу усваивают далеко не все, а лишь отдельные их них, первоначально связанные с их восприятием и видением окружающего их мира. В дальнейшем по мере накопления опыта использования данных слов, их связи, понятийного представления мышления, дети постепенно усваивают более целостный, обобщённый, широкий смысл понятий, отделяя существенное от несущественного в отображённых в нём признаках[2].
Но главное, что следует знать, понимать родителям, воспитателям на этой стадии развития детей: как выстраивать логику мышления, ценностно-смысловую ориентацию и речь ребёнка? О том, как это делать, мы представим чуть ниже, и здесь ещё раз отметим. Родители, воспитатели должны знать и помнить всегда, что развитие чувств и эмоций, опорно-двигательной системы и физ.развитие организма детей в целом должно продолжаться на протяжении всего их детства, т.е. должно войти в привычку, стать образом жизни каждого ребёнка. Наряду с этим в возрасте от 1,5 до 2,5 лет, как отмечалось выше, приоритетное функциональное значение должны получать связанное логическое мышление и развитие речи детей.
Здесь в первую очередь важно знать: чему, какому связанному мышлению учить детей? Конечно, можно начинать со сказок, что делают большинство людей. Но наиболее необходимо для развития детей учить их системной жизнедеятельной логике мышления. Она включает в себя системные основополагающие и причинно-следственные принципы, связи, логику мышления, понятия, которые станут основой для нормальных здоровых отношений в семье и пригодятся в дальнейшем для жизни и деятельности ребёнка.
§1. При формировании мышления, речи изначально следует исходить от целостности людей, вещей, предметов, понятий, от их роли и функционального, целевого назначения. Важно также показывать основополагающую родословную, причинно-следственную и временную их связь и зависимость, а также системные производящее-производительные противоположности. Так, для каждого ребёнка, человека основополагающей горизонтальной системной связью служат в первую очередь родственные связи, носителями которых являются: бабушки и дедушки, мама и папа, братья и сёстры, родные тёти и дяди, двоюродные сёстры и братья и т.п. Детям следует показывать их прямых родственников и подробно рассказывать о них: о их общей родовой схожести и особенностях, о половой принадлежности, сколько им лет, где они живут, чем занимаются, их жизненные достижения и т.п.
К функциональным, целевым назначениям, роли и причинно-следственным связям при формировании мышления, речи в первую очередь относятся понятия, знания связанные с сохранением и укреплением здоровья ребёнка. К ним относятся целый комплекс ценностно-смысловых системных жизненных знаний, которые в значительной степени представлены в разных разделах настоящей методики. Поэтому не будем повторяться, а отметим только названия ключевых разделов этих смысловых функциональных ценностей для данной стадии развития ребёнка. Это экологические условия (создание необходимых, не искусственных, а адаптированных к реальным жизненным и климатическим условиям, и т.п.); личная гигиена (чистота, одежда и обувь, их соответствие климату и состояние, закаливание организма и т.п.). Это ценностно-смысловая ориентация и безопасность; здоровое комплексное питание; а также физиологическое и физическое развитие организма (осанки, чувств, эмоций).
К безопасности детей в этом возрасте относятся: запрет на игру со спичками, зажигалками, включение газа, опасных электроприборов. Обучение оберегать себя от возможных ударов (об выступающие предметы, углы и пр.), падений, травм и ушибов. Учить обращать внимание на появление начальных признаков заболеваний.
§2. Наряду с понятиями, знаниями сохранения, обеспечения и развития своего здоровья к организационно-функциональным понятиям, знаниям людей, детей относятся: организованность и порядок, права и ответственность, деловитость и профессионализм, коммуникабельность и результативность. Например, организованность и порядок применительно к младенцу следует понимать так. Каждый младенец с момента рождения должен воспитываться и осознавать, что у него, как и у всех людей, есть свой целостный организм и свои полноценные органы. Т.е. он должен воспринимать чувствовать себя целостной органической личностью, человеком, который, хотя и маленький, но со временем вырастет и будет большим взрослым. Ребёнок должен понимать, где он должен спать, где умываться и ходить в туалет, где питаться, где играть и т.п. Другими словами ребёнок должен понимать и чувствовать, что его организм и окружающий его мир в той или иной степени организованы и обладают своими устойчивыми порядками. Он должен понимать, что организм и окружающий его мир – это не свалка, и их нельзя разрушать, наносить им ущерб, пачкать их. Эти понятия и чувства организованности и порядка, и их сохранения, обеспечения, развития должны у детей воспитываться, появляться и развиваться постоянно.
Организованность и порядок в природном мире устойчиво обеспечиваются и поддерживаются универсальными принципами системной жизнедеятельности, по которым построены и функционируют все природные системы, силой их притяжения, гравитацией. Вновь зарождающимся звёздам и планетам (солнечным системам) это передаётся и усваивается ими, и поддерживается системами большего системного порядка (галактиками, групповыми скоплениями галактик, метагалактикой). Универсальные принципы и силы организованности и порядка действуют и в социальной среде, в обществе. Но только они выстраиваются через государственные и муниципальные системы, через их органы власти и порядка, через семью.
Во все времена люди жили семьями, племенами, общинами, в сёлах, в городах. Они объединялись в волости, губернии, княжества, области, края, республики, государства, империи, союзы государств. Все они своими организованными органами власти и функциональных структур (министерств, ведомств, служб и т.п.) обеспечивали и обеспечивают в стране, в обществе, на своих конкретных территориях организованность и порядок. Семья во все времена была и будет основной ячейкой общества, обеспечивающей собой здоровую жизнедеятельность, организованность и порядок. И это всё должно прививаться каждому ребёнку, так как всё это не противоречит сути его организованного, структурированного организма.
Именно поэтому организованность и порядок являются базовыми понятиями и консолидирующими, объединяющими методами, средствами, силами системной жизнедеятельности людей. Без организованности и порядка, без власти жизнь и деятельность природного мира и людей была бы просто невозможна. Это следует понимать и чувствовать всегда. Организованность и порядок, как понятия, знания, навыки детей, людей должны стать их базовой ценностно-смысловой ориентацией на все времена. Вопросы лишь в том, какими должны быть организованность, порядок и обеспечивающая их власть, в первую очередь в семье?
§3. Организованность и порядок должны строиться на природных жизненных системных принципах и на саморегуляции и организации. Во-первых, на всех уровнях жизнедеятельности они выстраиваются по горизонтали в основополагающей системной последовательности: общее ® частное ® единичное ® особенное. Т.е. от общего – к каждому входящему в его состав частному, от каждого его частного – к каждому единичному, входящему в состав данного частного. И далее от каждого этого единичного – к каждому входящему в его состав особенному. Хотя все эти разделы горизонтального деления имеют устойчиво направленный приоритет от общего, все они являются безусловными звеньями одной цепи. Они наделены в рамках своих границ полной функциональной самостоятельностью. При этом каждое особенное является подразделением своего единичного и входит в его состав. Каждое единичные является подразделом своего частного и входит в его состав, а все частные являются разделами общего и входят в его состав. Все они строятся и функционируют на общих для всех разделов принципах системного построения, организованности и порядка, одним словом, жизнедеятельности.
Это означает, что каждая семья, выстраивая свои отношения, свои порядки и организованность, должна закладывать в них сначала природные общечеловеческие жизненные принципы и нормы. Основываясь на них, каждая семья должна строить свои внутренне отношения, организованность, порядок с учётом жизнедеятельных здоровых государственных и национальных ценностей той страны, того народа, где они живут. Наряду с этим каждая семья должна закладывать в свои отношения здоровые жизненные ценности, сложившиеся в своей родословной от бабушек и от дедушек, и той местности, где они живут. И каждая семья может, должна иметь и, как правило, имеет особенные ценности своей семьи, организованность и порядок с учётом особенностей каждого члена семьи.
Конечно дети на стадии первичного формировании мышления, речи не могут так ёмко воспринимать и отличать понятия и связи. Их собственный понятийный словарный запас на этой стадии развития ещё не велик, и их мозг, мышление воспринимает только те понятия и связи, которые они на своём уровне развития могут понять по смыслу, представить и связать между собой. Поэтому системные жизнедеятельные горизонтальные и вертикальные связи и обеспечивающие их понятия в первую очередь принципиально должны знать родители, воспитатели, чтобы комплексно системно строить отношения в семье, организованность и порядок, и обеспечивать соответствующее обучение детей. На этот основе со временем сформируются не только мышление и речь детей, но и их здоровая жизнедеятельная организованность и порядочность.
Закладывать, строить, создавать, поддерживать нормальные жизнедеятельные отношения в семье, организованность и порядок нужно с общими и едиными для всех членов семьи принципами, нормами и правилами, и с постоянной устойчивой притягательной силой. Эта сила должна не отталкивать, а устойчиво притягивать к себе детей, по аналогии с гравитацией (которую в системном понимании называют природной организационно-административной энергией). В семье не должно быть «любимчиков», на которых не распространялись бы общие и единые для всех членов семьи принципы, нормы, правила. В каждой семье должны быть равные для всех членов семьи в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья права, свободы, обязанности и ответственность. При этом для нормального развития детей в каждой семье должен создаваться, поддерживаться здоровый социально-психологический микроклимат и творческий жизнедеятельный настрой.
Во-вторых, продолжая раскрывать жизнедеятельные системные принципы, необходимые для воспитания, развития детей, отметим первый общий для всех природных, социальных систем причинно-следственный принцип, который, как и основополагающий принцип, имеет место и действует всегда. Этот первый общий причинно-следственный принцип действует по вертикали (из глубины) системного построения и жизнедеятельности природных, социальных систем в следующей обособленности, последовательности, направленности и связи: первопричина ® причина ® следствие ® последствие. Другими словами, на поверхности жизни мы видим, и сталкивается с последствиями, у каждого последствия первичнее и глубже есть следствия, у следствия – причина, а у причины есть первопричина.
По этому общему принципу происходит выстраивание вертикальных связей, зарождение, функционирование, развитие организма всех природных систем и в т.ч. каждого человека. Происходит это так. Если условия для зарождения, развития, функционирования комплексны, системны, тогда зарождение, функционирование, развитие природных, социальных систем происходит комплексно, системно. И если при зарождении, развитии, функционировании систем условия не достаточны и имеются негативные воздействия, которым эти системы, их организм не могут противостоять, то при зарождении, функционировании, развитии этих систем, как следствие, будут возникать разные отклонения, болезни, негативные явления.
Происходит это на всех этапах, периодах, стадиях жизнедеятельности каждой системы, каждого человека: при их зарождении, в детстве, в зрелом возрасте, в старости. Вместе с тем, каждая система, каждый человек имеет тот или иной свой запас прочности, мощности, способности противостоять внешним воздействиям природных и социальных негативных явлений, что называется потенциалами данных систем, людей, детей. К потенциалам людей, детей относятся системные знания, умения, способности, мощности, запас прочности в первую очередь здоровья для жизнедеятельности в реальной природной, социальной среде. Чем выше запас потенциалов каждого человека, как следствие, тем они будут здоровее, эффективней жить, функционировать, добиваться успехов, быть жизнеспособным.
Ещё раз повторимся, основополагающие и причинно-следственные системные знания, связанные со здоровьем, ценностно-смысловой ориентацией, с развитием связанного мышления и речи детей, в первую очередь необходимы их родителям, воспитателям. Сам же процесс познания детей, ребёнка идёт от находящихся рядом людей и от окружающих их поверхностных вещей, предметов, от их внешнего вида и связи между собой – в их содержание, в глубину, т.е. направлен в познание их назначения, сути, роли. Такой процесс свойственен в основном любознательным людям, детям, владеющим причинно-следственным мышлением. И те дети, люди, которые не научатся понимать реальные природные, социальные связи и мыслить причинно-следственной логикой, мыслят формально, поверхностно и принимают часто неэффективные и ошибочные решения.
Для детского восприятия окружающего мира изначально свойственно и более эффективно целостно-интегративное познание, образование, подход. Представим такое целостно-интегративное познание кратко, принципиально.
§4. О целостном, интегративном подходе в воспитании, образовании детей говорят и пишут давно, часто понимая и представляя его, как комплексный подход. В некоторой степени это так, но относится это только к первичному начальному образованию. По своей сути целостный, интегративный подход рассматривает субъекты, объекты, вещи, предметы, системы в совокупности уже сложившегося их состояния. Природные, социальные системы, люди, как известно, не бывают раз и навсегда данными, неизменными. Они устойчиво меняются: развиваются или деградируют со временем, системно, циклично. Но изначально ребёнку это трудно понять, поэтому для первичного обучения ему нужно дать только общее целостное представление по имени, названию, роли, назначению, местонахождению.
Целостное, интегративные познание, образование соответствует первичному уровню развития мозга, мышления. Оно связано с начальным простым познанием всего существующего, имеющего место посредством органов чувств, определений, мышления и речи и/или других символов кодирования, носителей и определения информации. Так, в отличии от детей, обладающими всеми природными органами чувств, слепые и глухонемые воспринимают, познают окружающий мир несколько не целостно. Особенно, это относится к людям, слепым с детства, у которых нет реального представления внешнего вида, формы и цветового спектра окружающего их мира. При этом другие органы чувств, посредством которых они познают своё окружение и общаются, у слепых более развиты, чем у зрячих людей.
Вместе с тем зрение, видение (способность видеть) в познании, в образовании считается самым важным органом чувств, средством. Не зря в народе говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Ряд авторов статей считает, что благодаря зрению человек получает более 90% всей информации об окружающем его мире[3]. Хотя другие авторы статей считают, что посредством зрения человек получает около 70-80% информации.[4] По нашему мнению: посредством зрения мальчики, мужчины, как правило, получают больше информации, чем девочки, женщины, которые в свою очередь больше, чем мальчики, мужчины получают информации посредством слуха и чувственного восприятия.
Целостное, интегративное познание, образование более лучше усваивается, когда оно идёт от природных жизненных основ, от здоровья человека, как главной ценности, от знаний того, как его сохранять, развивать. С этого следует начинать познание, занятия, чтобы получаемая на них информация стала основой жизни. Наряду с этим, как уже отмечалось, следует подробно рассказывать о родственных связях, о порядке и организованности, о культуре отношений в семье, о предметах быта, о времени, о погоде и соответствующей одежде. Также нужно рассказывать о природе, о поведении на улице, о разных положительных и негативных явлениях, случаях и проблемах, о том, как себя вести и избегать, минимизировать, защищать от разных негативных воздействий, обеспечить свою личную безопасность и т.п. Информацию следует излагать принципиально, последовательно, прагматично в связи с природой и реальной жизненной практикой, убедительно, чувственно-эмоционально, гибко, и лучше с творческим подходом или даже в игровой форме.
В этом заключается первичная ценностно-смысловая ориентация людей, детей на стадии формирования логического мышления, речи и на др. стадиях их жизни. Всему этому нужно настойчиво учить, воспитывать, добиваться, чтобы всё это стало реальным образом жизни каждого ребёнка, каждого человека. Для этого желательно и очень важно, чтобы родители, воспитатели были примером для своих детей, воспитанников. На такой комплексной системной основе можно и нужно представлять далее разные интеллектуальные занятия, игры, развлечения, добавляя как можно больше творчества, музыки, стихов, песен.
§5. Наряду с принципиальным системным логическим формированием речи каждого ребёнка очень важно, как уже отмечалось ранее, организованно выстраивать распорядок его дня. Важнейшим занятием в распорядке дня ребёнка должно быть и вернее должно продолжаться его физиологическое и физическое развитие, в первую очередь опорно-двигательной системы, позвоночника, осанки. Поэтому необходимо чередовать занятия по формированию логического, содержательного мышления, речи с физиологическо-физическими занятиями. И следует это делать так. Сначала должны проводиться занятия по формированию логического, содержательного мышления, речи, за ними физиологическо-физические занятия, далее развивающие, интеллектуальные игры. При этом в занятия по формированию мышления, речи можно включать стихи, песни. Для физиологическо-физических занятий можно использовать активную, энергичную музыку, а для развивающихся игр можно создавать лёгкий музыкальный фон из лирических классических и эстрадных мелодий. И вместе с тем, всё должно быть в меру.
§6. Особенно необходимо остановиться на создании здоровых условий для жизни и развития детей (хотя этот вопрос очень важен для здоровья и развития личности каждого ребёнка на протяжении всего их детства, поэтому он должен решаться в числе первых задач). Во-первых, это обеспечение функциональности и экологии жилища, в т.ч. комнаты ребёнка, его мебели и одежды. Во-вторых, это обеспечение здоровой комплексной организованности и распорядка его сна, личной гиены, питания, занятий, отдыха. В-третьих, это обеспечение самого процесса личной гигиены, в т.ч. закаливания его организма, и комплексного сбалансированного рациона питания. В-четвёртых, гармоничность, красочность оформления жилища, одежды, создание творческого жизнедеятельного микроклимата для ребёнка.
Таковы общие характеристики ценностно-смысловой ориентации первого этапа развития детей, которые в зависимости от способностей и особенностей их воспитателей, родителей и самих детей, могут быть более или менее развитыми и усвоенными.
[1] — Р.Немов. Психология. Глава 4. ПОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ. gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov2/02.php
[2] — Там же
[3] — Андреев О., Хромов Л. Учитесь быстро читать. syntone-spb.ru/library/books/… .\ – «Трудные дети». ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. otrok.ru›Учителям›…/index.php?f=33&n=3
[4] — Рок с христ. точки зрения. warrax.net/Satan/xians/rock/rock_mileant.htm\ — Управление персоналом. Психология личности работника как объекта. bibliotekar.ru/biznes-33/4.htm